Все проекты English Написать директору Вебинары
Выбор региона
Ваш город:Атырау
Поиск

Оформление и оплата простоя

Время чтения: ~3 мин.

Актуальность проверена: 06 . 10 . 2024

В связи с вводом санкций против России некоторым работодателям приходится на время вводить простой. Как его оформить и оплачивать? Что делать с больничным во время простоя?

Объявление простоя

Простой — это временное приостановление работы компании по экономическим, технологическим, техническим или организационным причинам (ст. 72.2 ТК).

Приостановка деятельности компании происходит:

  • по вине работодателя;
  • по причинам, которые не зависят от сотрудника или работодателя;
  • по вине сотрудника.

При этом конкретные причины простоя и его сроки не определены законодательством.

Основания, в связи с которыми объявляется простой, нужно документально зафиксировать. Сотрудник вправе оспорить наличие экономических, технических, технологических или организационных причин, вследствие которых произведено временное приостановление работы компании. При этом доказывать причины простоя обязан работодатель.

Простой не считается временем отдыха, а потому по общим правилам во время приостановки деятельности компании работник обязан быть на рабочем месте. Можно установить иной порядок — на основании приказа об объявлении простоя.

Важно! Простой может быть длительным или краткосрочным, но только не постоянным. Иными словами нельзя объявить простой на неопределенный период. Однако срок простоя можно продлевать.

Составить приказ о простое и начислить оплату за время простоя в связи с приостановлением деятельности можно с помощью 1С:ЗУП.

Обновите 1С:ЗУП до последней версии!

  • Настроим 1С:ЗУП под изменения законодательства;
  • Настроим электронный кадровый документооборот с сотрудниками;
  • Настроим интеграцию 1С:ЗУП с Корпоративным порталом или создадим его;
  • Подключим 1С:Кабинет сотрудника и обучим работе в нем.

Оплата времени простоя

Оплата простоя находится в прямой зависимости от того, по чьей вине он произошел:

  • если вина работодателя — оплата в размере не меньше 2/3 средней зарплаты сотрудника;
  • если причина не зависит от сторон трудовых отношений — оплата в размере не меньше 2/3 тарифной ставки, оклада, которые рассчитываются пропорционально времени простоя;
  • если вина сотрудника — оплата не производится (ст. 157 ТК).

В колдоговоре, соглашении об оплате или трудовом договоре можно предусмотреть повышенные размеры оплаты при простое.

Важно! Когда в связи с санкциями у компании проблемы с поставками товаров, например, отсутствуют комплектующие и т.д., она имеет право объявить простой по причинам, которые не зависят от работодателя. Таким образом, за время простоя сотрудник получает 2/3 оклада, а не средней зарплаты.

Оплата простоя при сдельной работе

При сдельной работе и оплате труда правила оплаты простоя определяются внутренним документом работодателя. Зачастую для расчета применяются такие методы:

  • За основу берется месячная норма выработки и сдельные расценки за единицу изделия. Часовая ставка сдельщика рассчитывается как умножение месячной нормы на сдельную расценку и деление результата на количество рабочих часов в месяце, в котором объявили простой.
  • За основу берут часовую тарифную ставку, которая умножается на 2/3 и на количество часов простоя (АО Хабаровского краевого суда от 13.03.2015 г. № 33-1619/2015).

Оплата больничного во время простоя

Правила оплаты больничного во время простоя зависят от того, какое событие наступило раньше — заболевание работника или непосредственно простой.

Когда работник заболел уже в период объявленного простоя, то ему пособие не назначают. Когда работник заболел до того, как работодатель объявил простой, то больничный лист оплачивается.

Пособие по больничному за период простоя выплачивается в том же размере, в каком за этот период сохраняется заработная плата, но не выше величины пособия, которое сотрудник получил бы не в период простоя, а по общим правилам (ч. 7 ст. 7, п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ).

1С:Кабинет сотрудника решит задачи по организации КЭДО

Удобный сервис для сотрудников, который экономит время бухгалтера и кадровика

  • Ускорение кадрового документооборота;
  • Улучшение условий труда;
  • Экономия времени при взаимодействии сотрудников и бухгалтерии.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных

Автоматизируем учет и бизнес-процессы

Получить коммерческое предложение